Катастрофа на Ладожском озере.
Очерк подготовлен к публикации Дмитрием Швецовым и Анатолием Талыгиным.
В очерке П.И. Журды описываются события, связанные с катастрофой пассажирского парохода "Александр Свирский", произошедшей на Ладожском озере в ночь на 1-ое октября 1885 года.
Пароход "Александр Свирский" первоначально принадлежал Петербурго-Волжскому пароходству, для которого и был построен в Англии в 1869 году на заводе Митчелла и Ко. Корпус железный, плоскодонный. Пароход колесный, паровая машина среднего давления в 100 сил. Пароход имел поместительные, роскошно отделанные и расположенные с большими удобствами каюты 1-ого и 2-ого класса. Для пассажиров 3-его класса имелось закрытое помещение. Осадка парохода - 4 фута. Эксплуатировался на линии Санкт - Петербург – Петрозаводск.
Первый раз пароход "Александр Свирский" прибыл в Петрозаводск 13-ого июля 1869 года, заменив пароход "Петрозаводск", того же пароходства на линии Петербург – Петрозаводск.
В 1879 году "Александр Свирский" был переделан на заводе Крейтона в городе Або. Корпус парохода был удлинен на 12 футов до 172 футов. Также вся внутренняя отделка парохода была заменена "на новую с возможными для пассажиров улучшениями и удобствами".
В свой последний рейс "Александр Свирский" отправился из Петрозаводска в ночь с 29 на 30 сентября 1885 года.
Суть событий, живо и красочно описанных в очерке, изложена в короткой газетной заметке, опубликованной в газете "Олонецкие губернские ведомости":
"Пароход "Александр Свирский", принадлежащий обществу Петрозаводского пароходства, в ночь на 1-ое сего октября, следуя с пассажирами Ладожским озером из Петрозаводска в Петербург, получил подводную пробоину и должен был, вследствие того, выйти на отмельоколо маяка "Сухо". Находившиеся на пароходе пассажиры, в числе до 120 человек, все, кроме пожелавших остаться на пароходе, были благополучно перевезены на маяк и размещены в строениях маячной прислуги.
Вследствие бурной погоды, с маяка можно было выехать для подачи телеграммы в Петербург только 2-ого числа. По получении телеграммы, был отправлен из Петербурга в тот же день, для принятия пассажиров, пароход ведомства путей сообщения "Озерной", и в то же время общество Петрозаводского пароходства поручило пароходу "Царь", шедшему из Петрозаводска в Петербург, подойти к маяку "Сухо" для той же цели. Этот последний пароход принял всех пассажиров и доставил их благополучно в Петербург 3-го октября."