-
Зимовка у села Увек расположена у правого берега Волги, в 12 верстах ниже г. Саратова, защищена от льда каменной дамбой и ледорезами. За дамбой производится разгрузка нефти в резервуары. Весной от бокового наноса льда спасает железный ледокол.
-
Зимовка у колонии Ровное расположена на левом берегу Волги и находится ниже Саратова в 110 верстах. Затон этот безопасный, удобный, глубокий и поместительный.
-
Затон Золотовский расположен на правом берегу реки Волги у села Золотого, разделяется на два затона—первый горный у самого села; правый берег горного затона высокий, каменистый, крутой, а левый песчаный, поросший лесом. Грунт затона каменистый. Затон хотя и представляет собою удобную зимовку, но из впадающей в него речки Золотухи заносится песком и мелеет. Длина затона около 150 сажен, ширина от 20 до 30 сажен, глубина входа в затон по промеру 27 июля 1912 г. 7 четвертей, а в затоне до 8—10 четвертей. На водомерном посту у Саратова по рейке над нулем значилось 80 сотых сажени. В затоне зимуют пароходы и мелкие суда большею частью местных жителей или случайно застигнутые осенним ледоходом.
Второй затон у Золотого, так называемый „Черный затон", также расположен на правом берегу р. Волги. Затон глубокий и поместительный; в нем зимовали—груженый нефтяной караван Кожебаткина и другие суда, случайно застигнутые осенним ледоходом. Зимующие суда вполне защищены от весеннего ледохода песчаной косой. Дно затона илистое, так что при промере в нем наметкою, последняя уходила в дно затона более 2-х аршин и не доставала твердого грунта. Затон этот имеет однако, большой недостаток: во время весенних и осенних ледоходов, при низовом ветре, образуются у Золотовскаго берега сплошные заторы во всю Волгу, вследствие чего затон наполняется льдом, которым зимующие в затон суда могут быть выжаты на тот или другой берег. Как указывают местные жители, такой случай был несколько лет тому назад с зимовавшими в Черном затоне баржами Кожебаткина.
-
Затон Соленая воложка— находится ниже Камышина в 7 верстах и расположен на левом берегу Волги; отделяется от коренной Волги песчаной косой; в верхней части берега высокие поросшие лесом. Затон этот образовался из Николаевской воложки, и по которой прежде подходили суда к слободе Николаевской за погрузкой пшеницы, и привозимой с Эстонского озера соли. Глубина затона 12 четвертей, в нем может поместиться около 200 судов; затон вполне защищен от весеннего ледохода. Ближайшее селение к затону слобода Николаевская. Затоном этим в последнее время для зимовки судов пользоваться невозможно, потому что его сильно занесло песком, который теперь не расчищают, как это было прежде.
-
Затон Быковский находится ниже Камышина в 45 верстах, расположен на левом берегу р. Волги и защищен от нее высокой песчаной косой. Затон этот неособенно поместителен, в нем зимуют суда случайно захваченные осенним ледоходом. Ближайшее селение к затону с. Быковы Хутора. От Быковых Хуторов до Царицына почти на 120 верст удобных естественных затонов для зимовки судов нет.
-
Затон Царицынский расположен на левом берегу р. Волги, против города Царицына, отделяется от коренной Волги высокой песчаной косой и представляет собой вполне удобную, обширную и защищенную от весеннего ледохода зимовку для зимующих в нем судов. Вход в затон заносится песком; в 1904 году для предотвращения этого был прорыт канал выше ухвостья, длиною около 200 сажен, шириною около 20 сажен и глубиною до 18 четвертей, и в самом затоне была подчищена площадь в 1350 кв. сажен, а в 1905 году землечерпательной машиной разработан был для входа судов канал в 377 сажен длиною и шириною 20 — 30 сажен. Несмотря на принятые меры вход в затон заносится песком и по настоящее время расчищается землечерпательницей; в затоне может поместиться до 260 порожних и груженых судов; глубина затона до 12 четвертей. При затоне имеются мастерские для ремонта судов и жилые помещения для служащих, принадлежащие разным пароходным фирмам. Каждую зиму здесь останавливается большое количество пароходов, груженых и порожних судов. Затон этот служит единственным надежным убежищем для зимующих судов в этом плесе, так как, хотя у гор. Царицына суда на зимовку и останавливаются у городского берега, но зимовка здесь далеко небезопасна, и суда во время весеннего ледохода подвергаются большой опасности.
-
Зимовка у колонии „Сарепта". С проведением ж. д. к Сарепте находящейся ниже Царицына в 30 верстах, в воложке у правого берега, которая в приверхе ограждена дамбою, стали останавливаться зимовать груженые суда с нефтью и другими товарами для передачи их на ж. дорогу. Здесь же стала происходить нагрузка с ж. д. в суда и в течение навигации, равно как и передача грузов с воды на ж. д.
Ниже, вплоть до Астрахани, почти на 500-верстном расстоянии, естественных затонов для зимовки судов нет, а потому случайно захваченные суда осенним ледоходом принуждены останавливаться где либо у селений под рынками или под крутыми песками, где и сохраняются от весеннего ледохода.
-
Зимовка судов в районе Астраханских пристаней расположена в Балде, выше и ниже города, у Царева, на форпосте, и у Заячьего острова. Зимующим судам весенний ледоход, вследствие его слабости, вреда не причиняет, а потому зимовка тут считается безопасной.
Затоны от Увека до Астрахани